• Личный кабинет
  • 0 товаров
    Сумма: 0
    Ваша корзина пуста
 Меню
Назад » »

Слепи свой мир

Слепи свой мир

 

         Ребенок берет в свои еще не очень ловкие руки пластилин, глину или соленое тесто, и – о, чудо! – бесформенный кусочек прямо на глазах превращается в причудливую фигурку. Малыш создает образы, созвучные своему мироощущению. И эти работы могут многое рассказать наблюдательному взрослому о личности творца.

 

Модель мира и «Я» творца.

 

 

          Лепка – прекрасное занятие для любого ребенка, она развивает:

 - тонкую моторику пальцев рук и, соответственно, речь и интеллект;

 - художественное и эстетическое восприятие мира;

 - фантазию и пространственное мышление;

 - усидчивость, самоконтроль, умение планировать свою деятельность и доводить начатое до конца и пр.

 

        И все это очень важно для становления гармоничной личности. Но вот вопрос – что и как лепит ребенок, если вы не руководите его действиями? Понятно, что самых маленьких (сегодня лепкой предлагают заниматься уже c полуторагодовалыми детьми) нужно учить пользоваться любыми материалами, будь то пластилин или краски, а вот детки постарше – дошкольники – уже способны проявить в творчестве свою индивидуальность.

Мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление взрослого, поэтому когда он лепит, он на самом деле пытается осмыслить действительность и свои взаимоотношения с нею. Малыш не подчиняет свою деятельность законам логики и не воспринимает ее отдельно от своего самочувствия.

Давайте понаблюдаем за процессом лепки и проанализируем творения маленького скульптора. Уже по первому впечатлению от поделки мы вполне можем судить о том, с каким настроением малыш работал.

      Цвет материала, который выбирает ребенок для поделки, в первую очередь определяет то, что он переживает в данный момент. Например, красный, желтый, зеленый, синий чаще всего свидетельствуют об эмоциональном благополучии. (Но даже эти цвета в своем преобладании одного над другим могут сигнализировать о внутриличностных конфликтах.) Если же преобладают черный, коричневый, серый, ребенок может иметь скрытые неврозы.

     Форма Сама поделка – проекция внутреннего «я». Если ребенок лепит хищников, старательно приделывая им множество защитных элементов (колючек, когтей, зубов и т. д.) – это может указывать на переживание скрытой агрессии, чаще защитного характера. Непропорциональность фигуры, широко раскинутые руки, общий сумбур и торопливость можно увидеть у гиперактивных детей.

       Отношение к своей работе – это отношение к самому себе, самооценка. Важно, насколько внимательно ребенок слушает инструкцию взрослого, прорабатывает отдельные детали, старателен ли он. Много информации содержится в комментариях малыша по ходу лепки. Дети, которые первоначально получили негативную оценку взрослых, долго не могут вернуться к этому занятию, говорят, что им не хочется, что они не умеют и т. д. За такими отказами скрывается неуверенность ребенка в своих возможностях создать что-либо достойное внимания.

        

          Девочка и черный волк (Таня,7лет). В процессе консультации выяснилось, что вся семья девочки (мама, папа, старший брат) ранее находилась в секте. Там было много различных запретов и манипуляция сознанием, к чему активно привлечена была и девочка. Таня производила впечатление замкнутого, немногословного ребенка. Характерная поза – опущенные плечи, глаза в пол. Несколько занятий заняло установление контакта с ребенком: невозможно было выяснить, что ей нравится, что она любит и т. д. Таня отказывалась от любой предложенной психологом деятельности, но к пластилину проявила интерес. В результате был вылеплен черный волк, который сидел в тесном ярко-оранжевом частоколе. Зверю не хватало пространства даже для того, чтобы просто дышать, не то что повернуться. Только через две недели Таня захотела изменить свою работу, расширив пространство в клетке, и долепила козырек, который мог защитить несчастного волчонка от дождя. Чуть позже в вольере появилась дверка в «большой мир». В целом самочувствие девочки стало улучшаться: она уже свободно говорила о своих желаниях, которые слишком долго находились в «тесной клетке».

 

Чтобы увлечь ребенка лепкой...

 

- Никогда не занимайтесь с ребенком «на бегу»: для детей от 3 лет рекомендуется 15 минут занятий, а для шестилеток – 35-45 минут.

- Чаще хвалите ребенка – это создаст теплый эмоциональный фон и укрепит доверие между вами.

- Старайтесь относиться к работе малыша серьезно, тогда он будет делиться с вами своими переживаниями и рассказывать о новых замыслах.

- Учитывайте, что пока еще не все удается малышу. В процессе лепки можете немного поправить работу, но только с разрешения автора. Более серьезные исправления отложите до следующего занятия. Улучшенная работа доставит ребенку радость.

- Ребенок часто повторяет то, что получается у него лучше всего. Чтобы избежать стереотипности в работах, подскажите малышу, как можно по-новому украсить фигурку, как включить ее в общий сюжет.

- Приобретите пособия, которые в доступной форме рассказывают о самых простых приемах и техниках лепки, а также описывают каждый этап в изготовлении поделки.

 

Лепка как психотерапия

 

      Итак, любая поделка ребенка расскажет о его внутреннем состоянии, и достаточно часто это состояние требует коррекции, которую может осуществить только специалист. Без лекарств и уколов, без заумных разговоров он поможет малышу обрести себя и прийти в норму. Психотерапевтический эффект достигается за счет тесного и доверительного контакта ребенка со взрослым. Специалист умеет погружаться в мир ребенка, следовать за его мыслями и желаниями. Ребенок и взрослый вместе думают, как изменить получившегося героя, чтобы ему стало лучше, комфортнее в «жизни».

 

 

 

В каких случаях психологической коррекции детей

используется лепка.

- Самые сложные случаи – это глубокие неврозы или психологические травмы. На занятиях ребенок может выплеснуть наружу свои негативные эмоции и переживания в социально приемлемой форме (агрессия, гнев, тревога, страх). Психолог помогает ему осознать свои чувства.

- Лепка снимает внутреннее напряжение, за счет трансформации созданных образов ребенок получает возможность изменить к лучшему свое состояние.

- Красивые работы, которые хвалят значимые для ребенка люди, повышают его самооценку. Таким образом, лепка лечит многие болезни.

      Восьмилетний Данила очень тяжело переживал развод родителей, и его маме пришлось обратиться в консультацию. В процессе работы я предложила ему слепить что-нибудь по своему желанию. Он делал много попыток начать лепить, но снова и снова незаконченная работа превращалась в комок. В конце концов, мы стали учиться лепить птицу. Пока я показывала первый элемент, он слепил свою птицу до конца. Когда я закончила показ всего изделия, Даня слепил уже целый выводок куриц и петухов и никак не мог остановиться. Ребенок не слышал взрослых и их речь, обращенную к нему, потому что дома уже давно никто не разговаривал с ним по душам и шла настоящая война между родителями за перетягивание ребенка на свою сторону. Родителям потребовалась семейная психотерапия для решения конфликтов, а мальчику – помощь в том, чтобы принять уход папы из семьи. Качество работ Данилы постепенно улучшалось, как улучшалось и его эмоциональное состояние. Он стал лепить меньше фигурок, но они становились все лучше и лучше. Через полгода мальчик жил уже только с мамой, а папа навещал его каждый выходной.

 

Полезные упражнения

 

      «Настроение в мазках» - это упражнение позволяет улучшить эмоциональное состояние. Понадобится лист белого картона и яркий пластилин. Пластилин используют как масляные краски, пальцами нанося на картон мазки разной толщины и длины. Можно использовать и стеки для более крупных мазков. Не просите ребенка создать какой-либо определенный рисунок, ориентируйтесь только на его желания. Процессом руководить не нужно, так как такая работа – это свободный полет фантазии малыша. По окончании лепки постарайтесь обсудить, с какими эмоциями связаны использованные в композиции цвета, какие цвета нужно добавить, чтобы обогатить цветовую гамму и улучшить настроение работы. Возможно, ребенок увидит в абстракции какой-то конкретный образ. С поделкой можно поиграть, добавить новые элементы. Узнайте, что чувствует ребенок в связи с этими изменениями.

      «Закончи начатое мною» - это упражнение объединяет семью, учит ребенка прислушиваться к чужому мнению, уважать чувства другого человека. Кто-то из вас (это может быть как взрослый, так и ребенок) начинает лепить фигурку. Слепив свой элемент, он передает фигурку другому. Заранее решать, что именно вы получите на выходе, не нужно. Задача – научиться договариваться в процессе совместной работы, не ссориться. Постарайтесь не «давить» на ребенка своим авторитетом. После окончания работы обсудите с ребенком возникавшие в процессе лепки чувства, проанализируйте, почему возникли те или иные разногласия, есть ли момент подавления чьего-либо мнения, как решались вами спорные моменты.

 

Автор: Мосина Екатерина Сергеевна. Психолог.

 

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.